А.И.Зеличенко (russkiysvet) wrote,
А.И.Зеличенко
russkiysvet

Когда бог хочет наказать, или публицистика Стомахина как тест для общества на интеллект

Я хотел написать статью о Борисе Стомахине. Но получилась статья не о нем, а о нас.

Не знаю, много ли ума в том, что власть топчет Стомахина сапогами, но звериного чутья врага в этом топтании много. Власть чувствует, и совершенно правильно чувствует в Стомахине своего главного врага. И врага очень опасного.

Потому что вся его публицистика направлена не лично против одного человека («Путин должен уйти»), и даже не против большой группы людей («Партия ЖиВ»). Она вообще не направлена «против». Она направлена «на». На пробуждение нашей совести, на неприятие подлости. И власти правильно чувствуют, что такое пробуждение, случись оно в обозримом будущем, их сметет. Я говорю и о власти политической, и о власти экономической, и о всякой иной нашей власти.

Это вам не призывы к антикриминальной революции. Или к созданию «русского государства». Или к европейской интеграции. Не говоря уж про остальную политическую клоунаду. Здесь нащупан главный нерв нашей жизни. Тут есть от чего прийти в ярость.
Но не позиция власти в деле Стомахина важна. Важна позиция общества. И вот она-то заставляет схватиться за голову.

В любом обществе есть дураки. И их много. Есть и дураки, которые гордятся своей глупостью. Их тоже немало везде. Хватает и у нас. Стоит только почитать обсуждения чего бы то ни было в Интернете, ну, хотя бы комментарии, которые будут написаны к этой статье.

Но в любом обществе есть и умные. Они могут верховодить, или, как это бывает чаще, просто поддерживать в обществе «баланс ума», но они есть. И пока их достаточно много – общество здорово.

История Стомахина показывает, что умных у нас катастрофически мало. Я говорю не о хитрых, не о сметливых, не о расчетливых. Таких, конечно, очень много. Я говорю об умных – о тех, кто способен понимать происходящее за пределами зоны своих узких, повседневных житейских и деловых интересов.

Ведь смотрите, что получается.

Стомахина почти никто не защищает, кроме нескольких очень чистых сердцем людей. Но ведь и они, эти прекрасные, чистые люди защищают Стомахина только потому, что уверены, что за слово, каким бы это слово ни было, судить нельзя. Но мне трудно припомнить хотя бы кого-то, во всяком случае, кого-то из публичных фигур, кто поддерживал бы позицию Стомахина по существу.

И это самое страшное: среди наших самых лучших людей не находится никого, кто был бы способен правильно понять вовсе не такие уж и сложные стомахинские тексты.

В отличие от большинства защитников Стомахина я знаю, что судить за слово можно и нужно. И не призываю к отмене 282-й статьи. Она нуждается в редактировании, практика ее применения должна быть откорректирована, но сама статья, противостоящая злому слову, в уголовном кодексе необходима.

Только статья эта к публицистике Стомахина не имеет никакого отношения. Потому что публицистика его разжигает не ненависть к ДРУГОМУ народу. Она разжигает ненависть к СЕБЕ. Иначе такая ненависть называется словом «стыд».

Как мы живем?! Люди, опомнитесь! Вы же на краю пропасти! Остановитесь! Падение будет страшным!

Вот и всё, о чем пишет Стомахин. Остальное – физическая смерть, атомная бомбежка, распад на княжества – все это просто публицистические приемы, попытки достучаться до не очень восприимчивых читателей.

Его статьи никакие не призывы. Его статьи – страшные пророчества. «Ясно вижу Трою, павшей в прах». «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена» (так проповедовал по приказу Бога Иона, если случайно кто-то не читал Библию). «Придет на вас вся кровь праведная... Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе... Оставляется вам дом ваш пуст» (пророчество Иисуса, если кто-то забыл евангелие от Матфея).

Казалось бы не нужно быть академиком, чтобы понять это. Но беда наша в том, что у нас и «академики» этого не понимают.
И начинаются бесконечные разговоры про «ненависть к русским» там, где не нужно быть мудрецом, чтобы понять, что такой страшный русофоб давно бы отбежал бы на безопасное расстояние куда-нибудь в Эстонию, чтобы оттуда спокойно метать свои ядовитые стрелы. И что та жертва своей жизни, которую Борис Стомахин принес «на алтарь отечества», может быть принесена только человеком, бесконечно любящим свой народ.

Это азбука. Но эту азбуку не могут осилить и самые светлые из имеющихся у нас умы, завороженные страшными стомахинскими словами.

Про «пиар» сегодня, слава богу, уже, если и говорят, то только совсем круглые дураки, а вот версия про психическое здоровье вполне в ходу и у умников. Их можно понять: в их мир не укладывается, как можно делать что-то во вред собственному благополучию, и тем более, ради каких-то там эфемерностей, вроде «судьбы страны». Их психически здоровая жизнь насыщена важными домашними делами.

Но ведь и умникам, будь они не умниками, а просто умными, должно было бы быть понятно, что важно не психическое здоровье автора, а информационная ценность его сообщения. Когда полный псих кричит, что тебя сейчас укусит змея, для умного человека важно не то, что это кричит псих, а то, реальна ли угроза. Но нашим умникам эту нехитрую истину ухватить не удается.

И добро бы, мы еще просто не хотели вникать в смысл страшных пророчеств Стомахина. Это можно было бы понять – не хотим думать, вытесняем. Но здесь ситуация другая: сами чувствуем, что дело плохо, но слов Стомахина не можем понять. Таких казалось бы простых слов.

Не выдерживает здесь общество, причем не «в целом», а в лице лучших своих представителей, простейший тест на интеллект: прочитать и пересказать своими словами короткий отрывок. Прочитать можем. А пересказать смысл – нет. И эта тупость лучших – самое страшное в истории со Стомахиным.

Борис, Надя, Маша на сегодня единственные политзаключенные, в чьих делах вообще нет уголовной составляющей. И именно они оказались перед лицом системы наиболее беззащитными. Именно им, пожертвовавшим обществу самым дорогим, общество отказало в понимании и поддержке. Особенно Борису.

Конечно, для всех троих это большая личная драма. Но гораздо более страшная и даже не драма, а настоящая трагедия это для самого общества, потому что общество, отворачивающееся от праведников, не ждет ничего хорошего. История полна примерами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments