А.И.Зеличенко (russkiysvet) wrote,
А.И.Зеличенко
russkiysvet

Арест Стомахина – неужели все тот же позор?..

Спасибо Александру Подрабинеку – без его статьи я вообще бы не узнал об аресте Бориса Стомахина, кроме «Граней» об этом никто не написал. Как не знал я и о том,  что против Стомахина уже несколько месяцев возбуждено уголовное дело по двум статьям – «разжигание» и «оправдание».  

Когда шесть лет назад я наблюдал за его первым делом, меня поразила даже не столько  несправедливость приговора, сколько отношение ко всей этой истории общества. Не нашлось, практически, никого, кто увидел бы в яростных, «экстремистских» текстах Стомахина не призыв к внешним врагам «воевать Россию», а призыв к нам самим опомниться и схватиться за голову, никого, кто услышал в этой яростной, «русофобской» ругани крик любви к России. Вот что я писал тогда:

«...как же все эти умные и интеллигентные люди умудряются не видеть совершенно очевидного - того, что это ярость Совести и ярость Любви? ... Когда мать, обнаружив, что ее любимое чадо прибивает гвоздями к дереву живого котенка, хватается за палку, она делает это не из ненависти к сыну, а из любви. Чувство стыда сродни ненависти к себе. Это относится и к отдельным людям, и к народам. Мы прекрасно понимаем это, когда речь идет о таких "предателях", как гитлеровские антифашисты или наши антисоветчики. Но с нашими головами что-то случается, когда кто-то поднимает голос против наших, нашего народа сегодняшних преступлений. Терпеть наши преступления в Чечне (преступления даже не в юридическом смысле, а в гораздо горшем смысле - преступлений против Совести) "без подлости не можно". А возвысив голос, Совесть не стесняется в выражениях. "Остановитесь, сукины дети! Опомнитесь, мать вашу!" - как еще докричишься до тех, кто впал в шовинистический угар, туманящий голову не меньше тяжелых наркотиков. Вспомните библейских пророков, не выбирающих слов для обличения своего, богоизбранного народа. Вспомните, в конце концов, себя, когда, выходя из терпения, вы грозите собственным детям всеми карами небесными, втайне замирая сердцем, чтобы ничто из ваших угроз не исполнилось. Вот чем были тексты Стомахина.

Я не говорю о том, что, конечно же, не эти слова Стомахина, да и не слова вовсе, заставляют борцов за национальное освобождение (так нас учили называть подобных "чеченским террористам" людей, если речь шла о борющихся с англичанами или французами африканцах) Чечни браться за оружие. И нет в этих словах никаких призывов к уничтожению России и русских, а равно и никакого разжигания межнациональной (и тем более, религиозной) вражды. В них есть прямо противоположное - стремление спасти Россию и сохранить чистоту изрядно подпачканного в последнее время всякими "патриотами" слова "русский". Когда страна идет к пропасти, любой становящийся на ее пути и рискующий при этом быть растоптанным становится Спасителем Отечества. Будь у нас больше таких людей лет 30 назад и меньше тех, кто клеймил диссидентов - и не пришлось бы нам оплакивать сегодня Советский Союз.

Те, к кому я обращаюсь, казалось бы должны хорошо это понимать. Но... не понимают.»

 После освобождения Стомахина я не следил за его творчеством и только вчера прочитал пару свежих его статей. Например, эту – о «распаде империи». И понял, что история повторяется.

Мало-кто солидаризуется с взглядами Бориса. Я и сам вижу его ошибки в интерпретации истории. И если бы можно было воспринимать его выпады против предложений Прохорова о территориальном делении России как дискуссию о желательном или должном будущем, я бы поддержал в этом споре Прохорова. Но Стомахин говорит вовсе не о должном и не о желаемом  будущем. Он говорит о будущем таком, каким его видит. Это не проект и не программа – это пророчество. Всё то же самое - «Люди, опомнитесь! Вы разрушаете свое государство! Как вы не видите, что оно трещит по швам!».

Я не из тех, кто считает, что говорить  можно все что угодно, что за слова нельзя судить или что нужно отменить 282 статью (хотя в отношении «социальных групп» ее формулировку нужно уточнять) . Разжигать ненависть нельзя, общество должно защищать себя от таких разжигателей, в том числе, и с помощью уголовного закона. Совесть «разжигать» нужно, ум «разжигать» нужно, а ненависть – нельзя.  Но давайте различать, где есть разжигание, а где его и близко нет. В упомянутой статье Александр Подрабинек пишет о деле Стомахина и деле Константина Крылова (которого либеральные правозащитники защищают куда как яростнее) «через запятую».  Но ведь это совершенно разные дела. Сходство чисто внешнее.

Крылов считает нужным отделить Кавказ от России и призывает своих сторонников активно содействовать отделению Кавказа, действительно, разжигая чувство ненависти к кавказцам. Стомахин, говоря об отделении Сибири или «Казакии» никаких ксенофобских чувств, конечно, разжигать не может. Но главное даже не в этом – пафос его статьи не в «Давайте распадемся!», а в «Мы перешли черту, за которой распад неизбежен». Это даже не кассандрино «Я ясно вижу Трою падшей в прах», а ионино «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!». Великая мудрость истории Ионы в том, что такие пророчества могут и не сбываться. Но только в одном случае – когда люди верят пророку. Вот как спаслась от гибели Ниневия:  «И поверили Ниневитяне...  Слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить... чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих... И увидел Бог... что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел». Но, боюсь, мне не хватит оптимизма утверждать, что мы будем так же мудры, как ниневитяне (что уж говорить о наших царях).

Пророчества Стомахина о наказании России  за чеченскую войну сбылись. Только кара оказалась куда жестче, чем та, о которой писал он: напалмом выжгло из наших сердец доброту, совестливость, ум... Духовная деградация стала нашим наказанием. Боюсь, и сегодняшние его пророчества отнюдь не беспочвенны: с перебитым нравственным хребтом государства не живут – пример СССР у нас у всех перед глазами. Схватимся за голову – выживем, будем упорствовать в бессовестности – продолжим падение вниз.

В 68-м году другой пророк, Булат Окуджава, сказал нам: Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше. Долгие 23 года это пророчество болезненно сбывалось. Но Окуджава пророчествал так, что нам было приятно его слушать: мы били в ладоши, хотя, конечно, всерьез его слова не воспринимали – еще бы, мы же такие умные! Стомахин пророчествует так, что нам его слушать неприятно, и бьем мы поэтому не в ладоши, а пророка по голове.  

Но это нам только кажется, что бьем мы (если не сами бьем, то молчаливо одобряем, как бьют другие  «от нашего имени») Стомахина. Мы бьем себя. Потому что отказ думать, а для тех, кто не умеет думать, отказ прислушиваться к своей совести, в общем, неспособность отличать белое от черного бьет прежде всего по самому «дальтонику». Молчаливое одобрение расправы над Стомахиным не просто наш позор – это хлыст, которым мы бичуем себя.

Вот сколько «букофф» я написал. И что – многие ли поймут?.. Нет, конечно: чтобы «почесались» многие, нужна иная стилистика – «экстремальная» стилистика акционизма совести Пусси Райот или публицистики совести Бориса Стомахина... 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments